НОВОСТИ
СТАТЬИ, ОТЧЕТЫ
О ТЕХНИКЕ ГОРНЫХ ЛЫЖ.
КОМАНДА VISIA.RU
ГОРНОЛЫЖНЫЕ КУРОРТЫ, СКЛОНЫ
КЛАССИФИКАЦИИ
О ПРОЕКТЕ

Выскажи свое мнение!
Где Вы собираетесь провести отдых на лыжах ?
  На российских горнолыжных курортах
  На горнолыжных курортах стран СНГ
  На европейских горнолыжных курортах
  На других горнолыжных курортах
  Я вообще провожу отпуск не в горах

( проголосовало 3187 человек )
График ответов
Посмотреть другие вопросы

    Вы находитесь здесь: СТАТЬИ, ОТЧЕТЫ

СТАТЬИ, ОТЧЕТЫ

24 декабря 2004     Автор: Ремизов Л.П.
От стандартного к ориентированному обучению
Задача лыжного инструктора разложить все по нотам, индивидуально так, чтобы ученик встал на лыжи быстрее и без травм, получил бы максимум радости и удовольствия.

Картинка


Хорошо известно, что в основу массового обучения любителей-горнолыжников в спортивно-туристских учреждениях разных стран положены единые программы обучения, вырабатываемые ведущими специалистами, тренерами и преподавателями в соответствии с международными правилами и стандартами. Эта основа дает возможности творческого поиска новых подходов в педагогической практике отдельных коллективов и учителей-энтузиастов.
В СССР официально, начиная с 1976 года, работа по обобщению отечественного опыта и внедрению лучших методов европейских школ систематически велась в рамках Всесоюзной школы повышения квалификации горнолыжных инструкторов ВЦСПС и далее в России с 1992 года по настоящее время в Российской Национальной Горнолыжной Школе (РНГШ). Последняя программа обучения и принятая терминология опубликованы в приводимом ниже учебном пособии.
В рамках отечественных школ подготовлено более четырех тысяч инструкторов, которые в настоящее время составляют основной костяк лыжных учителей российских горнолыжных баз.
Однако, чего греха таить, многие из них работают по-старинке, не владеют современной техникой, в частности, не знакомы с карвингом. Это в не меньшей степени относится и к зарубежным школам. Многие инструкторы увлекаются единственным методическим приемом спусков гуськом по принципу «делай как я». Проблема повышения квалификации инструкторов, овладения ими новинками – одна из наиболее важных и вместе с тем сложных в практике. Это – отдельная тема.
Но время идет вперед, возникают новые технические модели, новые методы обучения. Настоящая статья предлагает инструкторам и всем горнолыжникам систему подхода к построению обучения путем индивидуального отбора средств и методов.


Стандартизация или индивидуализация обучения?
По европейской статистике в работе коммерческих горнолыжных школ занятия с группами занимают от 60 до 80% от общего числа обучающихся. Поэтому известный педагогический принцип стандартного, общего для всех подхода является незыблемым. Этот подход реализуется через единую программу, которая должна отвечать всем требованиям современной техники катания на лыжах, а также всевозможным запросам и потребностям туриста-клиента.
Программа, верно говорят, не догма, а руководство к действию. Да, это так. Без программы, обобщающей рациональные основы коллективной педагогической практики, невозможно групповое обучение. Программа обучения – это также отправной пункт инструктора для индивидуального подхода к ученикам.
Как и в других областях образования, программа не может меняться каждый год. Она по сути своей инертна и в принципе должна оставаться таковой. Во-первых, потому, что невозможно в одночасье переучить, перепрограммировать всех инструкторов – велика Россия. Во-вторых, программа включает только основные принципиальные технические приемы и методический стержень. В-третьих, новинки должны пройти испытание временем, найти свое логическое место в строю методической школы.
Можно приводить положительные примеры того, как правильно, творчески активно в конкретных случаях поступает на склоне инструктор, который «сжигает» этапы, меняет последовательность упражений, как бы отходя от канонов, вроде бы нарушая и ломая методику. Например, он может предложить способному ученику прямой путь к параллельным лыжам, минуя плуг. Официальная методика этого не отвергает, а поощряет, если инструктор, верно учитывает обстоятельства.
Рассмотрению разных вариантов индивидуального подхода к ученику и посвящена настоящая статья.

Разнообразие горнолыжной техники
Велико многообразие приемов горнолыжной техники. Но спрашивается: обязательно ли каждому ученику владеть всем известным техническим арсеналом, всеми разделами учебной программы? Наверное, желательно. Но не всем доступно сразу, хотя и надо стремиться к разнообразию личной техники – залогу универсализма и мастерства. Задача инструктора-педагога: выбрать из программы ту последовательность упражнений и приемов, которые отвечают амбициям-устремлениям ученика (опции: фрирайд, карвинг, спорт и пр.) и его способностям.
Выбор индивидуальной цели может быть разным. Например: а) надежность и простота; б) техничность и элегантность; в) целина и фрирайд (глубокий снег, бугры, ски-экстрим); г) карвинг и скорость; д) спортивное мастерство.
На рисунке изображено дерево целей обучения горнолыжной технике, основные элементы которой расположены вдоль ствола и поднимаются по ветвям снизу-вверх соответственно классам-этапам обучения. Кроны дерева отражают разные целевые установки по разделению на типы лыжников, наиболее распространенных в практике: осторожные, техничные (или «стилисты»), динамичные, спортивные, карвинг, дети. Названия условны. Например, термин «техничные-стилисты» обозначает тех, кто любит «чистоту» стиля, среднюю скорость и избегает лишнего риска. Под листвой крон даются уточнения формулировок в виде отдельных видов катания и целевых технических приемов.

Выбор персональной стратегии обучения
Траектория восхождения к поставленной цели проходит по стволу и ветвям, определяя последовательность приемов, необходимых для ее достижения. Таким образом выстраивается система ориентированного обучения горнолыжника, в которой избегается отработка программных приемов, несвойственных (иногда вредных) для той или иной цели.
На схеме, например, легко увидеть, что для спортивного обучения акцент ставится на резаную технику, а техника классического поворота на параллельных лыжах ему противопоказана. Дети также после освоения естественного для них шага-поворота легко переходят на резаные повороты на параллельных лыжах карвинг. А для любителей свободного катания (фрирайд, глубокий снег) нет необходимости изучать карвинг и коньковый поворот. И др.
На схеме разделены два фундаментальных подхода-подпрограммы: две половины дерева. Левая – это классическая методика обучения (повороты на параллельных лыжах), эффективная в условиях российских баз с многообразием плохо подготавливаемых склонов, трасс, целинного снега и особенно популярного свободного катания фрирайд. И правая – современная карвинг школа резаных поворотов, лежащих в основе спортивной техники, и наиболее эффективная на хорошо раскатанных европейских трассах.
Для наглядности внутри ствола дерева цветными стрелами указаны «стратегические» направления для разных опций, которые помогают определить основные последовательные учебные задачи.
Примеры. «Осторожные» лыжники: плуг, поворот соскальзыванием, поворот из упора. «Техничные»: шаг-поворот, соскальзывания, поворот на параллельных лыжах, годиль. «Динамичные»: повороты на параллельных лыжах, сгибание-разгибание, толчковые повороты, подхлест, годиль-торможение. «Дети»: поворот соскальзыванием, шаг-поворот, элементы слалома. «Карвинг»: переступания, карвинг-плуг, шаг-поворот, гирлянда, резаное скольжение, ангуляция (угловое положение), коньковый поворот, карвинг-повороты, подхлест. «Спортивные»: шаг-поворот, ангуляция, резаное скольжение, карвинг, коньковый поворот, подхлест, бракаж, авальман, антиципация (опережающий нырок).
Следует заметить, что всякая попытка более подробной детализации технических приемов и упражнений здесь, в этой общей схеме вариантов программирования индивидуального обучения была бы неправильной ввиду обязательности учета личных качеств обучаемого, что само по себе в принципе представляет большое многообразие. И более того, разделение всех лыжников на перечисленные категории по опциям является условным в том смысле, что на практике существует множество промежуточных персонализированных вариантов, которые отвечают требованиям личной рациональной техники катания.

Плуг умер – да здравствует плуг!
На примере вечного спора о том, нужно ли обучать плугу, следует отметить важность сохранения многообразия технических средств в программе обучения. Сколько существует в горных лыжах обучение (уже более ста лет!), столько и продолжаются споры о целесообразности плуга. До сих пор он остается в программе всех без исключения школ.
Действительно, скованное положение лыжника в плуге не способствует освоению скольжения – главному качеству лыжника. К тому же применение его допустимо только на пологих склонах.
Вот контраргументы в защиту плуга:

  • Это - простейшие спуски для слабых физически, боязливых и пожилых клиентов. Другая категория начинающих лыжников так называемые ВИПы. Клиенты часто приезжают в горы всего на 2-3 дня и травмы допустить никак нельзя (с учетом предстоящих у них деловых встреч и т.п.). То есть безопасность должна быть абсолютной.
  • В некоторых случаях, на ровной площадке среди людей, в очереди у подъемника плуг – единственный прием.
  • Современный плуг в методике – это уже не тормозящий, а скользящий плуг. Замечено, что для детей плуг – инстинктивно правильное устойчивое и безопасное положение.
  • Наконец, новый карвинг-плуг позволяет начинающему лыжнику ощутить первые навыки резаного скольжения. Движения в плуге становятся более естественными и выполняются с меньшим усилием.
    Музыку, известно, заказывает клиент. Задача лыжного учителя разложить все по нотам, индивидуально так, чтобы ученик встал на лыжи быстрее и без травм, получил бы максимум радости. Только так можно сохранить клиента и привлекать новых.
  • Ремизов Л, П.,
    кандидат педагогических наук
    президент ВАГИ
    директор РНГШ

    Всего комментариев: 0.
    пред. след.

    ГОРНОЛЫЖНАЯ ШКОЛА
    ВИДЕОЗАРИСОВКИ
    ССЫЛКИ









    Одежда для горных  лыж и сноуборда

    Copyright © 2004-2017, VISIA
    По всем вопросам обращайтесь по e-mail: admin@visia.ru Rambler's Top100 Skinet